РИСУНЧАТЫЙ ТРИКОТАЖ

 

Прежде чем представить читателю самые общие сведения о рисунчатом трикотаже, необходимо указать на следующее обстоятельство.

 


Рассказывая о гладком трикотаже, мы уже привели целый ряд положений, которые справедливы не только для гладкого, но и для рисунчатого трикотажа: это характерные для трикотажа свойства; некоторые машины, на которых его получают; изготовление деталей определенной формы и т. д. Поэтому ниже будут рассмотрены отдельные вопросы, специфичные лишь для рисунчатого трикотажа. Рисунчатые переплетения играют основную роль в художественном оформлении трикотажной одежды, так как позволяют бесконечно разнообразить в соответствии с модой творческие замыслы художников-модельеров. Хотят ли эти художники изобразить на купальном костюме белокрылую чайку, летящую над волнами, сделать на свитере цветную эмблему спортивного общества или украсить женский костюм мелким рисунком из полевых цветов — им помогут выполнить их замыслы технологи и мастера.

 

Пользуясь замечательными свойствами трикотажа, новыми видами фасонной и высокообъемной пряжи и синтетическими нитями большей или меньшей толщины, получают рисунчатые переплетения, создающие наиболее модную фактуру гладких и мелкоузорчатых полотен.

 

Возможности получения рисунков на трикотажно-вязальных машинах безграничны. Применение усовершенствованных узорообразующих механизмов позволяет создавать на трикотажных полотнах и изделиях рисунки любой формы и любого размера — от полос, Горохов и простых геометрических фигур до сложных растительных и животных орнаментов, фигур людей, пейзажей, эмблем и других тематических композиций. Введение автоматического отбора игл и автоматического переноса петель с одних игл на другие делает возможным создание необыкновенно сложных ажурных переплетений, имитирующих кружева, гипюр и другие модные отделочные материалы.

 

Перезаправка трикотажно-вязальных машин на новый рисунок, в противоположность тому, как она происходит в ткачестве, очень проста, непродолжительна по времени и не требует в большинстве случаев никаких материальных затрат.

 

Большинство рисунчатых переплетений получают на машинах без специальных узорообразующих механизмов. Однако специфические особенности устройства и работы основовязальных и других трикотажно-вязальных машин, не имеющих таких механизмов, ограничивают творческие замыслы художников, поскольку воспроизвести на этих машинах рисунки сложной формы не представляется возможным. Цветные рисунки сложной формы в процессе вязания на так называемых жаккардовых машинах, имеющих специальные узорообразующие механизмы, неизбежно стилизуются и упрощаются, так как их контурные линии состоят из петель. Например, если на мужском джемпере изображены играющие футболисты, контуры их фигур и мяча будут обрисованы зубчатой линией (ведь контуры эти будут состоять из смещающихся цветных петель).

Из чего исходят, создавая новые рисунки для трикотажной одежды, выбирая форму, размеры, расцветку и композицию этих рисунков, их размещение на полотне и изделии? Что необходимо, чтобы новый рисунок имел успех и был рентабелен для производства? Решающую роль здесь играет выбор переплетения. Именно от последнего больше всего зависят внешний вид и свойства трикотажных изделий. Вид же переплетения определяют, исходя из назначения проектируемого полотна или вязаной одежды: будет ли она повседневной или выходной, должна ли она хорошо сохранять тепло в зимних условиях или легко пропускать воздух и тепло в летнюю жару.

 

Большинство рисунчатых переплетений построено на основе гладких (гладь, ластик, интерлочное) и сохраняет типичные для последних свойства. Кроме них, при получении рисунчатого трикотажа используют переплетения фанг и полуфанг, которые относятся к группе так называемых рисунчатых прессовых переплетений.

 

Фанг и полуфанг не имеют рисунка. По внешнему виду изделия, связанные этими переплетениями, кажутся гладкими. Однако, если внимательно рассмотреть строение фанга и полуфанга, легко убедиться, что они существенно отличаются от гладких переплетений и имеют свои специфические особенности и свойства.

 

Схема переплетения фанг. Как видим, петли имеют удлиненную форму и на каждой из них лежит дополнительная нить, в виде расширенной книзу дуги или наброска 1. Фанг, подобно ластику, является двухсторонним (или двухлицевым) переплетением, в котором с обеих сторон лицевые петельные столбики через один или через несколько чередуются с изнаночными. Однако даже в фанге 1 + 1 лицевые петельные столбики не соприкасаются между собой, как в ластике (наброски, стремясь выпрямиться, раздвигают смежные петли петельного ряда и не дают им приблизиться одна к другой). Поэтому-то в фанге с обеих сторон отчетливо видны и лицевые, и изнаночные столбики. Именно это является его характерным внешним признаком, по которому фанг легко отличают от ластика и других переплетений. Благодаря указанному специфическому строению фанг имеет по снятии с машины значительно меньшую усадку по ширине и при одинаковых условиях выработки в случае его использования изделия получаются большей ширины. В связи с этим фанг широко применяют в промышленности, когда требуется получить изделия максимальной ширины на машинах с небольшой шириной игольниц.

 

советы для девушек — Фанг вырабатывают на плоских и круглых двухфонтурных машинах.

Достоинством фанга является то, что он имеет значительно меньшую теплопроводность и воздухопроницаемость по сравнению с гладью и ластиком. Вместе с тем наличие набросков на всех петлях делает фанг тяжелым по весу и нерентабельным для производства, так как при его использовании требуется больше сырья на единицу продукции. Схема переплетения полуфанг. Это переплетение тоже имеет петли с набросками, но только с изнаночной стороны, которую принято называть фанговой. С лицевой стороны полуфанга лицевые петельные столбики состоят из простых петель двух размеров: больших, круглых, увеличенных благодаря смежным наброскам и маленьких, затянутых благодаря смежным удлиненным петлям изнанки. Петли каждого размера чередуются через одну. Наличие крупных, круглых петель с лицевой стороны позволило немцам назвать это переплетение Perlfang, что в переводе означает «жемчужный фанг». И действительно, когда полуфанг сработан из светлых нитей, широкие, круглые петли его лицевой стороны похожи на жемчужины. Рассмотрим теперь разные виды рисунчатого трикотажа.

Источник: О.Д. Галанина «Трикотаж, его свойства, переплетения и рисунки»

 

 

Опубликовано: 2008-12-23 15:37:05

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages